Со времени возникновения авиации перед пилотами встала проблема, как долететь до нужного места и не заблудиться по дороге. Самый простой способ заключался в использовании железных дорог для ориентирования. Так железные дороги стали первыми воздушными трассами. Никаких аэронавигационных схем в те времена не существовало. Каждый пилот был вынужден полагаться только на себя, из-за чего нередко случались катастрофы. Заметить препятствие в хорошую погоду легко, а что делать если погода неожиданно испортится? Нужно было снижаться, и при отсутствии видимости существовал риск налететь на гору, водонапорную башню или какое-нибудь другое препятствие. Пилот Элрей Джеппесен решил обезопасить себя, и начал рисовать в блокноте схемы аэродромов, в которые включал расположение полосы, рельеф местности, препятствия, телефоны местных жителей у которых можно было спросить про погоду и другую полезную информацию.. Постепенно другие пилоты начали все чаще и чаще одалживать у Джеппесена его блокнот, и в конце концов он начал продавать свои схемы. Так появилась первая аэронавигационная информация. Чтобы упорядочить воздушное движение в районах аэродромов, было решено принять соглашение о правилах взлета и посадки. Сначала это был просто полет по прямоугольному маршруту вокруг полосы, но вскоре стало ясно что такая схема не эффективна, да и не подходит ко всем аэродромам, в силу различных индивидуальных особенностей: где-то были горы, а где-то рядом стояли жилые дома и люди не хотели просыпаться по ночам от рева двигателей. Постепенно для каждого аэродрома стали разрабатывать стандартные схемы захода на посадку и схемы взлета. Их включали в сборники аэронавигационной информации, подобно тем которые составлял Элрей Джеппесен. Помимо движения в районе аэродромов, требовалось так же упорядочить и обезопасить движение по маршрутам. Железные дороги плохо для этого подходили, поэтому начали устанавливать радиомаяки, между которыми прокладывали воздушные трассы. Изначально все воздушные трассы проходили через радиомаяки различных конструкций, но вскоре техника развилась, и стало возможно летать не только строго на радиомаяки, но и в стороне от них. Для обозначения мест, в которых не стоят маяки, было придумано понятие навигационная точка (по-английски FIX). Это точка, у которой есть пятибуквенное обозначение и для которой определены географические координаты (широта и долгота). Эта точка существует только на карте, на местности в этой точке ничего нет. В местах, где навигационные точки стоят на «перекрестках» воздушных трасс, их называют пересечениями. Каждая воздушная трасса имеет свое имя. Имя трассы состоит из буквы (иногда двух букв) и трех цифр. Буква обозначает тип воздушной трассы. Поскольку эта статья рассчитана на начинающих пилотов, пока не будем обращать внимания на типы трасс. Проще всего рассмотреть воздушные трассы на примере. Предположим что нам надо проложить маршрут из точки MILTA в точку VALGA: Требуемый маршрут обозначен красной линией. К сожалению, в данном направлении ни одна трасса не проходит. Возможно, диспетчер и разрешит пролететь напрямую, но тем не менее маршрут придется составлять по всем правилам. Сначала посмотрим повнимательнее на карту. Воздушные трассы на ней нарисованы черными линиями, в разрыве линий нарисованы расстояния между двумя точками на карте, сверху над ними подписаны названия воздушных трасс. Поскольку схема российская, расстояния указаны в километрах. На зарубежных схемах расстояния пишутся в морских милях. Попробуем спуститься вниз от точки MILTA, и затем отправится к точке VALGA: Таким образом, наш маршрут пройдет через следующие точки: MILTA → TENSI → PETIT → VANAG → VALGA. По стандартам ICAO при записи маршрута между названиями точек принято писать названия воздушных трасс. Добавим к нашей записи названия воздушных трасс: MILTA → UM870 → TENSI → UM870 → PETIT → UM990 → VANAG → UM990 → VALGA. Как видим, запись получилась довольно громоздкой. Чтобы избежать излишнего загромождения, точки, которые находятся на одной и той же трассе, писать не надо. Вместо этого достаточно написать точку на которой мы вошли на трассу, и точку на которой мы сошли с трассы. Участок MILTA → UM870 → TENSI → UM870 → PETIT представляет собой путь по одной трассе UM870. Уберем промежуточную точку TENSI и он сократится до MILTA → UM870 → PETIT. Аналогично путь PETIT → UM990 → VANAG → UM990 → VALGA проходит по трассе UM990, поэтому можно смело убирать промежуточную точку VANAG. Теперь запишем все вместе: MILTA → UM870 → PETIT → UM990 → VALGA. По правилам ICAO стрелки писать не надо. Запишем тот же маршрут без стрелок: MILTA UM870 PETIT UM990 VALGA. Поздравляю, мы только что проложили наш первый маршрут по стандартам ICAO. Но как мы попадем на этот маршрут? Нельзя просто взлететь с аэродрома и отправиться к ближайшей удобной точке для выхода на трассу. Вместо этого надо открыть схемы аэродрома и посмотреть там стандартные маршруты выхода с аэродрома. Сокращенно такие маршруты называются SID (Standard Instrument Departure, стандартная схема выхода по приборам). Ниже приведен пример такой схемы: Из этой схемы видно, что после взлета надо следовать на одну из шести точек выхода. Каждый маршрут выхода имеет свое имя. Как правило имя схемы выхода отражает название точки, в которую он ведет. Например, в точку TISRI ведет маршрут под названием «TISRI RNAV 1D». Слово RNAV обозначает что для использования этого маршрута воздушное судно должно быть оборудовано GPS или инерциальной навигационной системой. Аналогично выходу, на схемах можно посмотреть и маршруты подхода к аэродрому. Схемы подхода называются STAR (Standard Terminal Arrival Route, стандартный терминальный маршрут подхода). Рассмотрим на примере: На схеме показаны пути подхода из разных точек. Под линиями написаны названия схем, например, от точки SULOD идет схема SULOD 2. ©2007-2012, Виртуальная авиакомпания X-AiR
|